г.Москва, м.Коньково, ул.Островитянова, 34 к.2
8 (495) 420 22 00
Пн-Вс: 7:30 - 20:00

Неврология

Наши врачи детские неврологи
Цены на прием врачей неврологов

Топольская Юлия Витальевна

Детский невролог

Не секрет, что все хотят быть здоровыми, успешными сами и иметь здоровых, развитых, успешных детей! Трудно предположить, что можно воспользоваться благами Цивилизации в полной мере, будучи больным. Так откуда же берется наше здоровье, в какой период времени оно формируется и как сразу делать « правильные вещи» и какие они?

Данный скрининг лучше делать со специалистами – детский невролог, логопед, психолог, когнитивный педагог.

В основе современного подхода к здоровью людей в нашей стране лежит профилактическое направление. Всем известно, что бОльшая часть хронических заболеваний формируется не за один день и даже год. На этапе хронизации заболевания всегда существуют микросиптомы, позволяющие предположить об имеющихся функциональных нарушениях того или иного органа. Если распознать эти «микро» нарушения своевременно, то и заболевание не сформируется, так как будут предприняты меры для его устранения.

Вынашивание, рождение ребенка – очень ответственные этапы в жизни каждого человека, так как именно в эти периоды закладывается каркас здоровья человеческого организма. Именно поэтому, даже незначительное неблагополучие может дать знать о себе значительно позже, уже после рождения. Первые годы жизни ( с 0 до 3 лет), являются наиболее ответственными в качестве заложенного здоровья для взрослого человека, для формирования устойчивых патологий здоровья или поведенческих привычек человека. Особое значение в качестве жизни человека отведено нервной системе, осуществляющей контроль за работой органов и систем .

Проведение регулярных осмотров неврологом детей 1-го года жизни в декретированные сроки (в 1, 3, 6, 12 месяцев) является обязательным вне зависимости от наличия или отсутствия жалоб со стороны родителей. По результатам осмотра врач может назначить индивидуальную схему визитов, по состоянию ребеночка, а также назначить дополнительные методы исследования (традиционно это НСГ).

К вопросам, с которыми приходится работать детским неврологам, относятся самые разнообразные жалобы, изменяющиеся в зависимости от возраста ребенка:

На 1-м году – продолжительность суточного сна, его распределение по суткам, общее беспокойство, срыгивания, колики, повышенная плаксивость, требовательность, подрагивания в конечностях, качество сосания, «привычные» повороты головы, соответствие моторного развития возрастным нормам, предречевая активность ( гуление, затем лепет).

На 2-м году – качество походки, насколько ребенок хорошо удерживает равновесие, становление речи – от односложных слов до простых фраз из 2-3 слов, знание предметов окружающего мира, узнавание и обращение к близким, понимание картинок в книге, понимание и выполнение инструкций, степень выраженности эмоциональных реакций. И, как ни странно, уже оценивается усидчивость ребенка, сложность и востребованность  игры. Навыки самообслуживания также являются важными – самостоятельная еда с использованием ложки, пользование горшком (формирование данных навыков зависят от настоичивости и понимания родителями). А также качество сна, качество питания, склонность к запорам или частому стулу.

По медицинским канонам ребенка осматривает невролог в 2 года, но практически, лучше проконтролировать качество формирование навыков в 1.5 года ( если сохраняется неловкая походка и нет динамики в расширении словарного запаса).

На 3-м году – активное становление высших корковых функций – речевое развитие, познание мира, выделение себя в самостоятельную единицу, качество усвоения информации.

Осмотр неврологом 1 раз в год или по жалобам ( начинают превалировать поведенческие нарушения, которые могут возникать из противоречий с родителями и т.д., логопедические нарушения в виде косноязычия, невнятной речи, замены звуков и тд)

Следующий важный период – дошкольный ( с 5 до 7 лет), когда ребенок должен быть «готов» к восприятию обучающей информации, обладать достаточной усидчивостью, хорошо владеть речью ( дикция, умение понятно высказывать свои мысли), быть коммуникабельным, дружелюбным, не утомляться от адекватной нагрузки. Данные функции базируются на устойчивости нервной системы, поэтому консультация невролога важна в качестве «прогноза» по успешности обучения на начальных этапах посещения школы. Именно в 1-м классе у ребенка закладывается «отношение» к учебе, а основывается оно на положительных результатах – похвала со стороны учителя, оценка собственная навыков на фоне сверстников, возможность легко устанавливать отношения с одноклассниками, отсутствие конфликтов. Все это создает благоприятные условия для создания гармоничной личности ребенка, которая со временем перейдет к гармоничному взрослому.

Школьный возраст – отвечает за качество образования, осознания своего места в обществе. Если успеваемость невысокая, а в школе, как правило, именно она определяет статус ребенка, то и самооценка ребенка также может снижаться. Могут появиться головные боли, являющиеся сигналом неблагополучия. Необходимо показаться неврологу. Подготовка к экзаменам приводит к перегрузке нервной системы, поэтому необходимо профилактические мероприятия в 9-11 классах.

В развитии ребенка важное значение имеет своевременность выявления нарушений, тк каждый этап формирования является платформой для становления последующего этапа развития. Например, если у ребенка к 3-м годам не сформирована речь, а это этап активной коммуникации между детьми, то риск быть непонятым сверстниками велик, что может привести к игнорированию ребенка, исключению его из общих игр, насмешкам. Это может послужить, в свою очередь,  поводом для дезадаптации ребенка в социуме, развитию «справедливой» агрессивности ребенка.

Информированность родителей о гармоничности развитии ребенка необходима, тк только родитель, наблюдая своего ребенка в различных ситуациях, может заподозрить развитие проблемы. Чем старше становится ребенок, тем больше специалистов принимают участие в коррекции нарушений. Неврологи «укрепляют» нервную систему, логопеды систематизируют представления о мире, учат правильно говорить, психологи помогают отшлифовать систему ценностей в интересах ребенка, научить родителей выявлять потребности ребенка, устанавливать с ним «правильную» связь и т.д.

Все вышеперечисленное относится  к функциональным нарушениям в развитии ребенка. Но, к сожалению, в настоящее время еще существует большое количество неврологических заболеваний  детского возраста: энурез, головная боль различного происхождения, артериальная гипертензия у детей, обморочные состояния, расстройство сна, эпилепсия, детский церебральный паралич, тики, с-м дефицита внимания с гиперактивностью, фебрильные судороги, аффективно-респираторные пароксизмы, невротические реакции, астенический и церебрастенический с-м, ранний шейный остеохондроз, нестабильность шейного отдела позоночника с нарушением осанки и тд.